“Роснефть” вслед за ТНК-ВР, с активами которой она получила Лисичанский НПЗ, попытается запустить завод, остановленный больше года назад. Но для этого ей придется договориться с властями Украины об изменении налоговой политики, чего не смогли сделать ни ТНК-ВР, ни ЛУКОЙЛ, пишет “Коммерсантъ”.
“Роснефть” намерена осенью возобновить работу простаивающего с марта 2012 года Лисичанского НПЗ, сообщил в пятницу вице-премьер Украины Юрий Бойко. “Мы проводим переговоры с компанией “Роснефть”, которая является собственником завода. Руководитель компании обещает, что осенью предприятие будет работать”,— сказал господин Бойко. В “Роснефти” от комментариев отказались.
“Роснефть” стала владельцем Лисичанского НПЗ в конце марта, после приобретения ТНК-ВР. Сама ТНК-ВР остановила принадлежащий ей завод, работавший по толлинговой схеме, еще весной 2012 года из-за убыточности. На это повлиял целый комплекс факторов — в частности, рост акцизов на топливо в России и увеличение импорта нефтепродуктов из Белоруссии, не облагаемых налогами. ТНК-ВР при этом вела переговоры о продаже Лисичанского НПЗ сразу с несколькими крупными украинскими компаниями.
Это был уже второй завод, принадлежащий российским компаниям, который пришлось закрыть. ЛУКОЙЛ остановил производство на Одесском НПЗ в 2010 году, когда объем переработки составил только половину его фактической мощности. Нефтекомпания три года пыталась договориться с украинскими властями об изменении маршрута поставок нефти на завод, но сделать этого так и не смогла. В итоге в начале марта НПЗ за $250 млн был продан группе ВЕТЭК (также претендовала и на Лисичанский НПЗ).
Президент “Роснефти” Игорь Сечин в марте говорил, что “Роснефть” пока не планирует продавать свой НПЗ на Украине. “ТНК-ВР хотела продать Лисичанский НПЗ за не очень большие деньги. По-моему, за $200 млн. А “Роснефть” сейчас думает, зачем его продавать. Рынок Украины очень интересный. Мы очень серьезно подумаем, прежде чем предпринимать действия по продаже активов, тем более это профильные”,— говорил господин Сечин. В апреле из проспекта к евробондам “Роснефти” стало известно, что убыток ТНК-ВР в 2012 году из-за простоя НПЗ составил $230 млн. Источники, близкие к “Роснефти”, говорят, что “пока планов запускать НПЗ у компании нет”. “Идет изучение актива, там много разной работы, даже при идеальных условиях запустить завод к осени не получится. К тому же пока понимания с украинскими властями нет, вопрос открытый”,— говорит один из собеседников.
Чтобы переработка была выгодной, компаниям нужно либо добиться отмены экспортной пошлины на нефтепродукты из России, либо отмены НДС, считает директор украинского Института энергетических стратегий Дмитрий Марунич. “Первый вариант был бы идеальным для Украины, но Россия может попросить за него немалые уступки. Отмену же НДС вряд ли поддержат профильные министерства и ведомства. Но в любом случае “Роснефть” — та компания, которая имеет все рычаги для достижения своих целей”,— считает эксперт. В феврале Минэнерго Украины заявило, что правительство страны намерено ввести пошлины на импорт нефтепродуктов для восстановления нефтепереработки. “Рынок перегрет контрабандой и фальсификатом, в тени находится около 25% рынка. С этим тоже надо бороться”,— напоминает директор киевской консалтинговой компании А-95 Сергей Куюн. Он считает, что переработка на Лисичанском НПЗ по давальческой схеме может приносить прибыль “Роснефти”, учитывая налаженный сбыт у компании.
|