Вчера стало известно о новом варианте решения проблемы нехватки места в трубопроводе ВСТО. “Роснефть”, которой необходимы его мощности для прокачки в Китай, может просто выкупить нефть у других компаний, которые рассчитывали на поставки в восточном направлении по этому маршруту. В первую очередь речь идет о ЛУКОЙЛе, “Сургутнефтегазе” и Иркутской нефтяной компании. Минэнерго идею поддерживает. Однако конкурентов “Роснефти” она не устраивает, и нефтяники продолжат бороться за самостоятельную прокачку по ВСТО. Итогом может стать снижение маржи госкомпании по китайскому контракту, пишет “Коммерсантъ”.
“Роснефть” может выкупить весь объем нефти, который будет прокачиваться по трубопроводу Восточная Сибирь–Тихий океан (ВСТО) до 2017 года, рассказали источники, знакомые с ситуацией. Это один из вариантов решения проблемы нехватки места в трубе — “Роснефть” должна прокачать в этом году в КНР дополнительно более 6 млн тонн нефти, а инфраструктура с китайской стороны не готова. Заместитель главы Минэнерго Кирилл Молодцов вчера подтвердил наличие проблемы и такого варианта ее решения. Он заверил, что мощностей порта Козьмино, где заканчивается труба, хватит для обслуживания дополнительных объемов. Пока, утверждает чиновник, вопросов с прокачкой нет.
В среду “Роснефть” уточняла, что поставит в восточном направлении в 2015 году 32 млн тонн нефти, в том числе 29 млн тонн в Китай. Из них 15 млн тонн госкомпания планировала поставить по отводу от ВСТО Сковородино–Мохэ, еще 7 млн тонн — через Казахстан, остальное — через Козьмино. В 2014 году “Роснефть” продала Китаю 22,6 млн тонн нефти. Дополнительные объемы должны были пойти через Сковородино–Мохэ, однако китайская сторона не выполнила в срок работы по увеличению мощности трубопровода. Но если “Роснефть” нарастит прокачку по ВСТО, в нем не останется места для других нефтяников.
Теперь, говорят источники, госкомпания рассчитывает договориться о покупке у ЛУКОЙЛа, “Сургутнефтегаза” и Иркутской нефтяной компании более 2 млн тонн нефти, которые они планировали прокачать на восток по ВСТО, а также получить весь объем компенсационных поставок в КНР нефти из Казахстана — 1,8 млн тонн, которые сейчас пропорционально разделены между ней, ЛУКОЙЛом и “Газпром нефтью”. “Фактически “Роснефть” хочет заблокировать восточное направление поставок нефти своим китайским контрактом”,— считает один из собеседников. Вопрос распределения мощностей ВСТО рассматривает правительство, говорят источники. Один из них уточняет, что ЛУКОЙЛ настаивает на сохранении квоты на прокачку до Козьмино и “как пройдут переговоры с “Роснефтью” — неясно”.
Алексей Кокин из “Уралсиба” полагает, что в итоге “Роснефть”, скорее всего, договорится о покупке нефти у конкурентов, так как госкомпании необходимо выполнять международное правовое соглашение. Но условием может стать высокая цена, что резко уменьшит маржу “Роснефти” по китайскому контракту, полагает аналитик. В перспективе ситуация только ухудшится. Даже если китайцы введут отвод к ВСТО, исходя из нынешних планов компаний, в 2016 году в трубе все равно не хватит места для 3,4 млн тонн нефти, а в 2017 году — для 4,4 млн тонн. И это без учета планов “Газпром нефти” по поставкам сырья во Вьетнам, где компания собирается приобрести НПЗ.
|