Три иностранные компании, в том числе американская Chevron, подали заявки на участие в управлении украинской газотранспортной сетью, сообщает ПРАЙМ. Отраслевые эксперты видят политические мотивы вхождения иностранных компаний в совместное предприятие с украинским "Нафтогазом", но Chevron может лишиться перспектив участия в разработке арктического шельфа.
Верховная рада 14 августа приняла во втором чтении поправки в закон о реформировании системы управления Единой газотранспортной системой Украины. Управление передается от монополии "Нафтогаз" к новой компании - оператору ГТС, которого определит украинское министерство энергетики. Оператором ГТС могут выступать компании, подконтрольные украинскому государству или государству и юридическим лицам, которые "принадлежат и контролируются резидентами стран Евросоюза, США или Европейского энергетического сообщества", указано в законе о реформе "Нафтогаза". По схеме создания СП, доля государства в предприятии не может быть ниже 51%, а другие его участники должны являться "операторами системы транспортировки газа или членами Европейской сети операторов системы транспортировки газа".
По состоянию на 18 августа интерес к партнерству проявили три компании. Официальные заявки ожидаются в ближайшее время после проведения всех юридических процедур. По неофициальной информации, в списке претендентов на участие в СП присутствует американская компания Chevron. Компания имеет опыт управления трубопроводными проектами. В частности, выступает одним из крупнейших акционеров "Каспийского трубопроводного консорциума".
"Вхождение в консорциум по управлению украинскими газопроводами на правах миноритарного акционера - это высокий риск и повод испортить отношения с "Газпромом", - предупреждает аналитик "Сбербанк CIB" Валерий Нестеров. - Европейские компании, такие, как E.Оn, GDF, Shell и Statoil, дорожат хорошими отношениями с "Газпромом" и вряд ли пойдут на дальнейшее обострение. Украина заявляет о принятии закона, позволяющего прекратить транзит российского газа. Это дополнительный фактор, который должен отпугнуть потенциальных инвесторов. А инвестиции в модернизацию ГТС - порядка 5-6 млрд долларов, называемые украинской стороной, занижены".
Кроме того, остается открытым вопрос относительно переноса точки продажи российского газа с западной на восточную границу Украины. "Нужны совершенно другие условия сотрудничества, чтобы проект этого консорциума был осуществлен", - резюмировал Нестеров.
Аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук считает возможным интерес к украинской ГТС со стороны германской RWE, которая занимается реверсом газа на Украину. Но для участия в проекте требуется политическое решение, уверен он: "В этом случае любая европейская компания может стать участником СП за исключением партнеров "Газпрома" по трубопроводным проектам - Wintershall, E.ON, Ruhrgas, Gasunie и GDF Suez".
Chevron неоднократно пыталась открыть бизнес в России, но безрезультатно. "При возможности выбирать компания предпочла бы работу в России, здесь можно гораздо больше заработать. А возможное участие Chevron в СП с Украиной лишает компанию возможности вхождения в российские проекты в Арктике", - считает Нестеров.
В "Нафтогазе" заявили, что "в ближайшее время "Нафтогаз" намерен начать официальные переговоры с операторами газотранспортных сетей относительно их участия в управлении украинской ГТС. "Подписание соответствующего соглашения возможно только после его согласования Верховной Радой Украины", - сказали в компании.
|