Российские власти за полтора месяца до президентских выборов переходят к контролю ситуации на топливном рынке в ручном режиме. ФАС собирается активно следить за экспортом топлива, который сейчас более выгоден нефтекомпаниям, чем поставки на внутренний рынок, чтобы не допустить подорожания нефтепродуктов. На прошлой неделе Владимир Путин в предвыборной поездке отметил возможность снижения цен на бензин, но в реальности речь может идти, скорее, о том, чтобы при нарастающем к весне спросе удержать цены, пишет “Коммерсантъ”.
ФАС в пятницу объявила, что 30 января предупредила свои региональные подразделения об усилении контроля за ценами на топливо. За 2017 год бензин в рознице подорожал на 7,4%, почти втрое обогнав инфляцию, но в январе этого года, по данным Росстата, цена стабилизировалась: литр АИ-92 и АИ-95 стоит 38,1 руб. и 41 руб. соответственно. Дизтопливо подорожало на 0,6%, до 40,8 руб. за 1 л. Биржевые цены в январе снизились более чем на 2%, АИ-92 — до 39,5 тыс. руб. за тонну, АИ-95 — до 40,1 тыс. руб. за тонну. Такая динамика в целом характерна для зимнего периода, когда наблюдается низкий спрос на топливо, но, как правило, с начала февраля топливо в опте начинает дорожать.
Сообщение ФАС было опубликовано на следующий день после того, как Владимир Путин в Ростове-на-Дону в беседе с рабочими местного предприятия заговорил о возможности снижения цен на бензин, указав, что «всегда за этим должна смотреть ФАС», и пообещав встретиться с главой службы Игорем Артемьевым. Служба 5 февраля намерена провести совещание с крупными нефтекомпаниями, а те до 9 февраля представят данные по экспорту топлива, который является одним из ключевых факторов, влияющим на цены внутреннего рынка. Впрочем, по мнению ФАС, предпосылок для роста цен сейчас нет, несмотря на серьезную премию при поставках горючего за рубеж.
В настоящее время экспортировать бензин значительно выгоднее, чем продавать его на внутреннем рынке: экспортный паритет примерно на 9 тыс. руб. на тонну превышает биржевые цены, считает Михаил Турукалов из «Аналитики товарных рынков». В обычной ситуации это бы вызвало резкий рост объемов экспорта бензина из страны, и оптовые цены со временем бы вышли на уровень экспортного паритета. Сейчас этого не наблюдается из-за политических факторов, отмечает он. По его мнению, сложившаяся на рынке ситуация носит двойственный характер.
«Если не занижать искусственно оптовые цены на бензины, будут страдать независимые АЗС. А если занижать, потери перемещаются в сегмент нефтепереработки»,— говорит он.
ФАС проводит обычную работу по мониторингу ситуации на рынке, пояснил глава управления регулирования ТЭКа ФАС Дмитрий Махонин. Текущую стабилизацию на рынке он называет ожидаемой, с учетом того что в конце 2017 года маржинальность АЗС выросла после снижения цен в опте (вслед за падением биржевых котировок). Этого, считает чиновник, удалось добиться за счет увеличения предложения в декабре на торгах. «В прошлом году еще в конце весны уровень цен на нефть, экспортный паритет и налоговый маневр привели к плачевной ситуации в российском секторе нефтепродуктов. Были выпадающие доходы, которые получили независимые АЗС. И пока вопрос, как они должны их возместить, дискуссионный»,— отметил господин Махонин. Теперь, говорит он, нет предпосылок для роста цены в рознице, маржа вернулась на нормальный уровень.
Но это не отменяет проведения анализа рынка, заметил Дмитрий Махонин. «Также мы будем вести пристальный мониторинг ситуации в сфере поставок дизтоплива после введения акцизов на средние дистилляты»,— говорит он. Правительство в рамках борьбы с контрафактным дизтопливом расширило понятие средних дистиллятов, попадающих под акциз. Пока ФАС, говорит господин Махонин, не видит проблем с дизтопливом, но ситуация может осложниться, если будет принято предложение Минфина по ускорению налогового маневра и обнулению экспортной пошлины на нефтепродукты с соответствующим ростом НДПИ.
Источник в одной из нефтекомпаний замечает, что прибыльность розничного бизнеса АЗС невысока. Около 60% в розничной цене на 1 л АИ-95 составляют налоги, а прибыль — менее 5%, остальное — затраты на производство, утверждает он. Другой собеседник на топливном рынке считает, что удерживать цену на внутреннем рынке сейчас можно только директивно, и опасается одномоментного роста цен на топливо в летний период. В Минэнерго не ожидают проблем с топливообеспечением.
|